Добро пожаловать!!!
Республиканская патриотическая акция
"Я - грамадзянін Беларусі"
2012-2015
Я родным краем ганаруся
І ведаю - я не адзін.
Я - грамадзянін Беларусі,
Зямлі сваёй адданы сын.
В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль учреждений образования по воспитанию юных граждан Республики Беларусь. Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Основное предназначение республиканской патриотической акции
«Я – грамадзянін Беларусі»
заключается в том, чтобы на практике создавать условия и ситуации, которые бы позволяли учащимся проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.
Основные задачи Акции:
формирование у молодого поколения гражданско-патриотических качеств и национального самосознания на основе государственной идеологии;
реализация детских и молодежных инициатив как средства гражданско-патриотического воспитания;
развитие у обучающихся навыков проектной деятельности;
активное вовлечение молодых граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
повышение уровня духовно-нравственной, информационной политической и правовой культуры обучающихся;
популяризация и пропаганда в средствах массовой информации накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
активное включение обучающихся в работу по исследованию, возрождению, популяризации, сохранению и благоустройству историко-культурных, природно-антропогенных, социальных объектов Беларуси;
вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность (благотворительность, волонтерство и др.);
реализация детских и молодежных инициатив.
Программа
гражданско-патриотического воспитания
учреждения образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»
«Я - гражданин»
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма»
Н.Г.Чернышевский
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании Беларуси является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата в учебной группе, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
С целью активизации участия в гражданско-патриотическом воспитании самих учащихся в 2012 году в учреждении образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» разработана программа «Я – грамадзянін Беларусі».
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Беларуси с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;
· формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Беларуси, к традициям родного края;
· привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Направления, которые реализуются при выполнении программы:
1. «Беларусь - мая Радзіма»
2. «Я - гражданин»
3. «Спадчына: традиции белорусского народа»
4. «Память священна»
5. «Мир семьи»
6. «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».
Первое направление «Беларусь - мая Радзіма»: в воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у учащихся крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися. Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.
Второе направление: «Я - гражданин» включает в себя:
проведение информационных часов по данной тематике,
конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности»,
круглые столы с участием представителей органов государственной власти,
проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь»,
просмотр телепередач по данной тематике,
экскурсионные поездки по городам Беларуси.
Третье направление: «Спадчына: традиции белорусского народа», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у учащихся к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации, используемыми в данном направлении, являются:
работа музея,
участие молодежи в празднике «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др.,
конкурсная программа народного творчества «Родовод»,
организуются встречи с интересными людьми, с мастерами-умельцами,
концерт, конкурс сочинений ко Дню матери,
программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме»,
выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни»,
проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.
Четвёртое направление: «Память священна» соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно с музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия:
сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры,
создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе в годы Великой Отечественной войны,
организуются встречи с ветеранами,
проводятся походы по местам боевой славы по территории района,
проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны,
фестиваль «Песни военных лет»,
оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны,
проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.
Пятое направление: «Мир семьи». Большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому необходимо, активно подключить семью к процессу воспитания. В профлицее проводятся мероприятия, участие в которых принимают не только учащиеся, но и их родители. Взаимоотношение подростков и родителей очень важно в процессе формирования личности, так как семья имеет огромное влияние на учащегося, то в лицее просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.
Шестое направление: «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем». Природа является также важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя:
проведение экскурсий на природу, походов и экспедиций;
экскурсии на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси,
организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников, уборка мусора, и т. д.)
организация научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов),
проведение республиканской акции «Посади дерево».
При реализации программы следует учитывать нравственно-духовные параметры - сформированность гражданских навыков и сформированность осознанного отношения к базовым ценностям, а так же количественные параметры.
Нравственно-духовные параметры |
Количественные параметры |
|
Сформированность гражданских навыков |
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям |
|
|
|
|
Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Значимым воспитательным фактором могут стать информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Формирование электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, виртуального музея, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.
Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению.
Результат реализации программы.
После реализации программы должны быть получены следующие результаты:
- учащиеся познакомятся:
· с культурно-историческими ценностями своего народа;
· с историей и культурными ценностями своего города;
· со своими гражданскими правами и обязанностями;
- у учащихся должно наблюдаться изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
- у учащихся должно быть сформировано уважительное отношение к старшему поколению и Отечеству;
- у учащихся должно наблюдаться заметное проявление толерантности.