Добро пожаловать!!!

 

Республиканская патриотическая акция

"Я - грамадзянін Беларусі"

2012-2015

 

Я родным краем ганаруся
І ведаю - я не адзін.
Я - грамадзянін Беларусі,
Зямлі сваёй адданы сын.

 

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль учреждений образования по воспитанию юных граждан Республики Беларусь. Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

 

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.


   Основное предназначение республиканской патриотической акции

«Я – грамадзянін Беларусі» 

заключается в том, чтобы на практике создавать условия и ситуации, которые бы позволяли учащимся проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.

         

 

 

Основные задачи Акции:

Программа

гражданско-патриотического воспитания

 учреждения образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

«Я - гражданин»

 

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма»

Н.Г.Чернышевский

 Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании Беларуси является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата в учебной группе, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

С целью активизации участия в гражданско-патриотическом воспитании самих учащихся в 2012 году в учреждении образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» разработана программа «Я – грамадзянін Беларусі».

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Беларуси с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

·    проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;

·    формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

·    утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Беларуси, к традициям родного края;

·    привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

 

Направления, которые реализуются при выполнении программы:

        1.      «Беларусь - мая Радзіма»

        2.     «Я - гражданин»

        3.     «Спадчына: традиции белорусского народа»

        4.     «Память священна»

        5.     «Мир семьи»

        6.     «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».

 

Первое направление «Беларусь - мая Радзіма»: в воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у учащихся крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися. Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Второе  направление: «Я - гражданин» включает в себя:

Третье направление: «Спадчына: традиции белорусского народа», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у учащихся к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации, используемыми в данном направлении, являются:

Четвёртое  направление: «Память священна» соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно с музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия:

Пятое направление: «Мир семьи».  Большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому необходимо, активно подключить семью к процессу воспитания. В профлицее проводятся мероприятия, участие в которых принимают не только учащиеся, но и их родители. Взаимоотношение подростков и родителей очень важно в процессе формирования личности, так как семья имеет огромное влияние на учащегося, то в лицее просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.

Шестое направление: «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем». Природа является также важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя:

При реализации программы следует учитывать нравственно-духовные параметры - сформированность гражданских навыков и сформированность осознанного отношения к базовым ценностям, а так же количественные параметры.

 

Нравственно-духовные параметры

Количественные

параметры

Сформированность гражданских навыков

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.

  •  патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свобода человека и гражданина;

  • символика Беларуси;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.

 

 

  • включенность каждого в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношения учащихся  к реалиям жизни, к профлицею, к педагогу, совместным делам);

  •  уменьшение детей с девиантным поведением;

  • проведение мероприятий.

 

Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Значимым воспитательным фактором могут стать информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Формирование электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, виртуального музея, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению.

Результат реализации программы.

После реализации программы должны быть получены следующие результаты:

- учащиеся познакомятся:

·        с культурно-историческими ценностями своего народа;

·        с историей и культурными ценностями своего города;

·        со своими гражданскими правами  и обязанностями;

- у учащихся должно наблюдаться изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;

- у учащихся должно быть сформировано уважительное отношение к старшему поколению и Отечеству;

- у учащихся должно наблюдаться заметное проявление  толерантности.